^Наверх

Историчекая справка об ОО - ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" им. В.И. Фокина с. Большая Глушица

 
Поиск по тексту сайта:
Перейти к контенту

Главное меню:

Историчекая справка об ОО

Дополнительная информация об ОО
Историческая обстановка, в которой появилась Большеглушицкая средняя школа
В 1934 году во время второй пятилетки страна остро ощущала нехватку профессиональных кадров. Основной хозяйственной задачей второй пятилетки являлось завершение технической реконструкции всего народного хозяйства. Нужна была своя рабоче-крестьянская интеллигенция, обладавшая стойким характером, имевшая глубокие и обширные знания, с твёрдыми социалистическими идеалами. В годы второй пятилетки было введено всеобщее семилетнее обучение в городах и сёлах. Большие успехи достигнуты и в строительстве полных средних общеобразовательных школ. К 1937 году их было в восемь раз больше, чем в 1914 году. Это стало базой для формирования для роста многомиллионной армии подлинно народной интеллигенции, которая к концу второй пятилетки насчитывала 9 млн. человек. В 30-х гг создавались те кадры интеллигенции, благодаря которым страна одержала Великую Победу, вынесла тяжелейшие послевоенные годы. 

Из истории Большеглушицкой средней школы
Большеглушицкая средняя школа была преобразована из Школы Колхозной Молодежи (ШКМ) в авге 1934 г. Эта была первая средняя школа в районе. Располагалась она в семи приспособленных под школу зданиях по разным адресам.
А это изображение одного из зданий школы сделал по памяти выпускник 1945 года Резников Ф.Ф. Школа стояла недалеко от Покровской церкви, то есть рядом с РДК. Её называли "Школа со звездой. 
Главное здание школы (особняк купца Расторгуева) располагалось на улице Советской, 5. Главное здание (из семи) средней школы. В селе его называли «школа с башенкой».Оно стояло на улице Советской, примерно там, где сейчас находится здание прокуратуры.
В школе работал дружный сплоченный коллектив учителей. С высшим образованием было двое: Кряжимская В. К. (учитель русского языка и литературы) и Жирушкина А. Ф. (учитель биологии).
Директором школы был Шувалкин Алексей Павлович, преподававший историю.
В 1937 году школу закончили первые ученики-16 человек. Среди них и будущие учителя нашей школы «Отличники народного просвещения»: Николаева Т. И., Орехова К. Г., Игуменов А. И., врач - офтальмолог Кряжимский Н. К., корреспондент газеты «Правда» Назаров н. А., погибший на фронте.
Николаева Татьяна Ивановна - директор Большеглушицкой средней школы в 1942 - 1945г., 1954 - 1969 гг. Татьяна Ивановна принадлежит к первому выпуску Большеглушицкой средней школы. После окончания химико-биологического факультета Кубышевского государственного педагогического института вернулась в родную школу в 1941 году, а через год стала её директором. С тех пор вся её жизнь принадлежала школе. Это хорошо помнят старшие поколения жителей нашего села.
Из церковного леса еще до войны стали строить бревенчатую двухэтажную школу по ул. Кооперативной (сейчас ул. Гагарина), в которой начали заниматься в 1944 году. Использовали лес от Павловской церкви. Ученики школы того поколения вспоминают, что кое-где на стенах сквозь побелку проглядывали лики святых. Занималось более тысячи человек из разных сел. Поэтому школа имела интернат, учились в две смены. Отопление - печное, вода - привозная, спортзала школа не имела, электричества не было. Кроме того, здание школы занимало еще три приспособленных помещения.
Большеглушицкая средняя школа переживала трудности и беды вместе со страной. В годы войны выпускники школы ушли на фронт, выпуск 1941 года - полностью. Ушли на фронт их учителя. Многие из них не вернулись: погиб директор школы Шувакин А. П., погибли учитель физики и математики, завуч школы Успенский Николай 
Павлович, учитель черчения и рисования Куликов Владимир Михайлович, учитель физики, директор школы Кульков Дмитрий Яковлевич, учитель русского языка Кудрявцев Александр Александрович, учитель истории Шалимов Борис Васильевич, учитель физики Логачёв Пётр Павлович.
- Шувалкин А. П.- первый директор Большеглушицкой средней школы, учитель истории. Призван в РККА в 1939 году. Погиб в кровопролитных боях у города Мелитополя Запорожской области 29 сентября 1943 года. Награжден орденом «Отечественной войны» первой степени.
- Успенский Николай Павлович. В предвоенные годы работал учителем математики Большеглушицкой средней школы и её завучем. В армию призван 17 июля 1941 года. Участвовал в жестоких боях на ленинградском направлении. Геройски погиб в бою 13 февраля 1942 года у деревни Борки Полтавского района Ленинградской области. Похоронен в братской могиле у деревни Борки.
- Кульков Дмитрий Яковлевич родился в 1941 году в селе Криворучье-Ивановка Красноармейского района Куйбышевской области. Член КПСС. В 1938 году работал учителем физики и директором школы. Призван в РККА 11 июня 1941 года. В январе 1942 года окончил Вольское пехотное училище. Командир 944 стрелкового полка. Участвовал в боях на Северо-западном фронте. При ликвидации Демянского выступа 15 февраля 1942 года погиб у села Кресцы Ленинградской области.
- Кудрявцев Александр Александрович. Учитель русского языка и литературы. Призван в РККА в 1940 году. Погиб под Киевом в 1941 году.
- Логачёв Пётр Павлович Учитель физики Большеглушицкой средней школы. На фронт призван в 1941 году. Погиб на фронте.
- Куликов Владимир Михайлович. В предвоенные годы работал учителем рисования и черчения в Большеглушицкой средней школе. С началом Великой Отечественной войны был призван в армию.Пал смертью храбрых в боях за Родину.
- Шалимов Борис Васильевич, учитель истории. Погиб.
Наступил победный 1945 год. Жизнь входила в своё русло. Вернулись с фронта учителя-мужчины:
Рыгалов Владимир Дмитриевич, Рыгалов Дмитрий Фролович, Серебряков Александр Фёдорович, Кривов Виктор Максимович, Комогоров Кузьма Иванович, Бизяев Николай Тимофеевич, Догадов Александр Гаврилович. Старшие поколения выпускников хорошо помнят этих замечательных педагогов-фронтовиков.
Догадов Александр Гаврилович, учитель географии, директор нашей школы в трудные послевоенные годы. Догадов Александр Гаврилович родился 25августа 1914года в с. Хрящевка Ставропольского района Куйбышевской области. До войны закончил географический факультет Иркутского педагогического института. Во время Великой Отечественной войны принимал участие в воен¬ных действиях Северо - Западного фронта. После краткосрочных курсов был командиром минометной роты и взвода отдельного пара¬шютно-десантного батальона воздушно-десантной бригады. Под г.Старая Русса был ранен в правое плечо с повреждением кости. Лечился 3 месяца в госпитале. Закончил войну в звании лейтенанта в Чехословакии. После войны приехал в с.Б-Глушицу начал работать в средней школе №1: с 15.10.1945г. по 26.02.1053г.-директор школы.
В 1958 году школа преобразована в11-летнюю трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением (согласно новому закону об образовании, принятом в декабре 1958 года). 1 августа 1964 года школа стала снова десятилетней, согласно постановлению ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР (август 1964 г.).
В 1964 году было построено типовое школьное здание на 640 мест со столовой и спортивным залом на улице Гагарина.
Рядом был построен типовой интернат для детей из других сел. Так как учащихся было более тысячи, то учились по-прежнему в две смены. Сейчас это здание средней школы №2.
Коллектив Б-Глушицкой средней школы является традиционно сильным, дисциплинированным и талантливым коллективом. Почти все учителя имеют высшее педагогическое образование. Среди учителей, работавших в разное время, были: Громаковская О. А., Лошманов М. И., Кудинова Р. А., Кривов В. М., Пшеничникова В. Д., Бизяева П. И., Антонов А. Ф., Баршина Т. П., Резников Ф. Ф, Резникова Е. Ф., Ткаченко Т. Г, Шубина А. Г., и другие талантливые учителя, любившие свою работу и отдавшие все силы народному просвещению.
Менялись времена, менялись и требования к школе. Школой руководили директора нового поколения Червяков Владимир Васильевич, Мельникова Маргарита Ивановна. Каждый из них оставил в школе часть своей души, добросовестно служа выбранной профессии.
В 1974 году директором школы стал Романов Пётр Васильевич. Под его руководством в школе был создан Музей Боевой Славы. Работа коллектива по сбору материала для музея получила высокую оценку министра просвещения РСФСР Алексея Ивановича Данилова. На снимке Данилов А.И. во время посещения школы.
Лишь в 1978 году школа переехала в новое типовое здание средней школы по улице Бакинской, где находится до сих пор. 1 сентября 1978 года в ней начались занятия. Впервые школы райцентра перешли на односменную работу. Прекрасный актовый зал, большой спортзал, великолепная столовая, просторные классы и коридоры, фонтанчики с питьевой водой на каждом этаже – такой она предстала перед школьниками 1978 года.
Но в школе всегда много проблем. Грянула перестройка с новыми дополнительными проблемами. Успешно их решали директора 80-90-х годов: Лисицына Валентина Васильевна, талантливый творческий человек, автор гимна Большой Глушицы. Закончила филологический факультет Куйбышевского педагогического института и начала работать учителем русского языка и литературы Фрунзенской школы. С 1974 года работала в Б-Глушицком РОНО инспектором, заведующей методическим кабинетом, с августа 1980 года по 1983 год работала директором и учителем русского языка и литературы в Б-Глушицкой средней школе. Энергичный, талантливый человек, Валентина Васильевна сумела создать деловую, творческую атмосферу в коллективе. 
Широканёв Александр Степанович, родился 23 марта 1938г. в селе Пестравка Самарской области. Закончил заочно художественно-графический факультет Московского педагогического института им.Крупской.  Работал во Фрунзенской средней школе учителем музыки и ИЗО, вел кружок по ИЗО, вокально-инструментальный ансамбль, хор. Позднее он работал завучем по воспитательной работе. В августе 1974г. был переведен в аппарат райкома КПСС. Здесь он работал инструктором отдела пропаганды и агитации до 1983г. В 1983г. был направлен на работу в Б-Глушицкую среднюю школу на должность директора, где проработал 4 года. Новый директор умел привлекать к решению школьных проблем учащихся. Александр Степанович умел заметить успехи, он был в центре событий, приветливый, без барства, с искренним желанием сделать лучше, правильнее, по-настоящему, без мелочности и полным неприятием негатива. Способность оценивать людей исключительно по достоинствам, необходимым в трудной работе педагога – вот что отличало Александра Степановича.
Князев Владимир Петрович
В1979 году после окончания физико-математический факультета Куйбышевского государственного педагогического института им. В.В.Куйбышева. Был направлен директором неполной средней школы и учителем физики в село Константиновка Большеглушицкого района, где проработал до марта 1987 года. С 1987 года по 1999 год работал директором Большеглушицкой средней школы №1. Князев Владимир Петрович. Отрадно отметить, что в 1997 году школа стала Лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года - 97», а Владимиру Петровичу Князеву присвоено звание «Директор года».
Менялись ценности, менялись законы и правила. Появилось такое понятие как «аккредитация школы», но коллектив учителей под руководством Козлова Михаила Вениаминовича Елистратовой и Ольги Сергеевны с этим успешно справился, и школа получила лицензию на право образовательной деятельности и первый раз сдала ЕГЭ! получила лицензию на право образовательной деятельности и первый раз сдала ЕГЭ! В методическую практику вошли проекты, появилось научное общество учащихся «Перспектива».
В 2007 году директором школы стала Уколова Светлана Михайловна. Закончила естественно-географический факультет Самарского государственного педагогического университета, учитель географии и биологии. С 2007 года – директор ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица м.р.Большеглушицкий. Светлана Михайловна сумела создать творческую рабочую команду, которая успешно реализует намеченные планы: завуч Писаренко Елена Владимировна, зам. директора по ВР Кудряшова Татьяна Владимировна. По результатам работы предыдущей администрации (директор Елистратова, завуч Козлова Светлана Геннадьевна, зам. директора по вр. Дмитриева Евгения Ивановна, школа вошла в проект «Достойные граждане великой страны» и победила в конкурсном отборе ОУ, реализующих инновационные программы развития в рамках ПНПО. Школа получила грант в 1 млн. рублей. В 2008 году школа была капитально отремонтирована. В 2011 году школа сменила статус: Муниципальное образовательное учреждение стало Государственным бюджетным образовательным учреждением. В 2012 году – Первое место в рейтинге ОУ Южного управления образования МОиН Самарской области. 2013 год – II место в региональном конкурсе «Лучшие школы Самарской области».
Деятельность Большеглушицкой средней школы в 40-70-х 20 века
Главной задачей школы являлась учеба. Учебный процесс регламентировался «Положением об общеобразовательной школе». Это означало, что вся жизнь школы регламентировалась государством. Государство, под влиянием КПСС, определило, что изучать, по каким учебникам учиться, количество часов на каждый предмет. Единообразие было полным. Можно было переезжать в любой уголок страны, программы и учебники были одни и те же. Вся школьная программа и учебники должны были соответствовать политике партии и правительства. В большинстве учебников были ссылки на классиков марксизма - ленинизма. Это называлось «партийностью» предмета. Особенно строго вопрос партийности стоял при изучении литературы и истории. Мнение тоже было единым - партийным. Большую роль в жизни школы играла учительская партийная организация. В подшивках газеты «Степные известия» за октябрь 1952 года в рубрике «Партийная жизнь» приводятся высказывания педагогов – коммунистов, обсуждающих материалы XIX съезда партии: Кзнецовой Е.М., Рыгалова В.Д., Прокоповой Н.Д., секретаря школьной партийной организации Клепнёвой Т.М. Особенно много высказываний по изменениям в уставе КПСС. В газете «Степные известия» за август 1952 года в рубрике «Навстречу новому учебному году» рассказывается о слёте юных пионеров, призыв достойно встретить XIX cъезд партии. В заметке секретаря партийной организации К.И.Комогорова «Обязательства учителей» говорится, что учителя взяли на себя обязательства один раз в месяц читать лекции в колхозах и МТС. Подробно расписывает Кузьма Иванович предстоящие лекции-встречи с разными коллективами. Лекции заканчивались концертом художественной самодеятельности. В заметке подробно рассказывается о том, какие постановки готовят кружки под руководством пионервожатой.
Сейчас нам трудно представить, что образование на всех ступенях было бесплатным. По воспоминаниям бывших выпускников, успех в получении образования зависел только от самого человека. Вышесказанное относится к нашей школе. В нашей школе, как в большинстве школ страны, учились в две смены. Первая смена начиналась в половине девятого, а вторая - в 14 00.. Перемены были по 10 минут. Урок 45 минут. Полностью занятия заканчивались в 19 20. Потом начинались секции, кружки, вечера и комсомольские собрания. Школа работала до позднего вечера. Спортивные секции заканчивались в 22 00 Желающих было много. Это подтверждается воспоминаниями бывших выпускников. Почти все анкетируемые вспоминали школьные спортивные секции, кружки, вечера. Большинство учителей уроки проводили в обеих сменах. Получалось, что они весь день были в школе. В расписании учащихся стояло не более 6 уроков. Если ученик не выполнил домашнее задание, то учитель мог оставить его после уроков. Угроза оставить на седьмой урок была реальной. Эти занятия проводились за счёт свободного временя учителя и никак не оплачивались. Родители и ученики воспринимали это как должное. В 1968 году появилось такое явление как группа продлённого дня. Учитель, занимающийся с детьми, помогал выполнять домашние задания. В ГПД работали добросовестные педагоги: Панченко М.М.. Шатохина В.Г., Никитченко В.И. Благодаря их труду многие слабоуспевающие ученики были подготовлены к экзаменам за курс 8-ого класса. Особый интерес у нас вызвал вопрос об экзаменах. В заметке «Новые сроки весенних каникул и окончания учебных занятий в школах» говориться о том, что министерство просвещения РСФСР внесло изменения в срок каникул окончания учебных занятий в начальных, семилетних и средних школах. Начиная с 1954-1955 учебного года сроки весенних каникул увеличены с 6 дней до 1 дней. 1-3 классы заканчивают учебный год 25 мая, 4-9 классы - - 20 мая. Переводные экзамены в 4-9 класса – с 1 июня, а в 10 классе – с 20 мая. Из материалов газеты «Степные известия» нам стало известно, что ученики сдавали экзамены с и в 6 классе. Так в заметке завуча Большеглушицкой средней школы А.Архипова «Твёрдые знания» говорится о том, что шестиклассники сдали экзамен по экзамен по математике и показали хорошие результаты. Так в газете «Степные известия» за май 1955 года в заметке директора Большеглушицкой средней школы И.Е.Лоскутова и председателя учкома В.Ракитина читаем: «В Б-Глушицкой средней школе развернулась подготовка к экзаменам. На днях здесь выпущен очередной номер общешкольной газеты «Сигнал», посвящённый подготовке к экзаменам. Рядом со стенгазетой красиво написанный плакат: «Сколько дней осталось до экзаменов», на котором ежедневно проставляется новая цифра. Вчера на нём стояло «20». В каждом классе выпущены стенгазеты, в которых учащиеся рассказывают о том, как они готовятся к экзаменам».
О проведении родительских собраний перед экзаменом, об организации фотодоски отличников учёбы говорится в заметке председателя учкома В.Ракитина и директора Лоскутова И.Е. В газете «Степные известия» за июнь 1954 года в рубрике «Экзамены в школах района» подробно рассказывается о прошедшем экзаменационном сочинении на аттестат зрелости. «Экзамены – горячая пора напряжённой работы, когда нужно повторить всё пройденное, подвести итог учёбы за целый год». Вот почему так волновались десятиклассники Больше-Глушицкой средней школы, когда директор школы Иван Елисеевич лоскутов разрывал опечатанные сургучём пакеты с темами по литературе». Далее назывались три темы сочинения. Приводились выдержки из лучших сочинений выпускников. Особо подчёркивает автор заметки учитель Комогоров К.И, что эпиграфом к сочинению одной из выпускниц взяты слова тов. Сталина. В 1952 году школу закончили 127 учащихся! ( в 2015 году нас только 29)
Возник вопрос, сколько же учащихся было в школе? В заметке «Первый день в школе» П. Григорьевой от 2 сентября 1953 года называется число 1100 учащихся. Школа была очень большой! Очень отрадно, что педагоги нашего района удостаивались государственных наград. Так в заметке «Награждение учителей» читаем: «Президиум Верховного Совета СССР за выслугу лет и безупречную работу наградил орденом «Трудового Красного Знамени» преподавателя Большеглушицкой средней школы Кряжимскую В.К.». Здесь же перечисляются другие учителя района, награждённые разными правительственными наградами. В заметке В.Ракитина «Выставка ученических работ» рассказывается о выставке ученических работ: лучших контурных карт, рисунков, тетрадей, чертежей, таблиц, по разным предметам, вышивок, макетов, тематических альбомов. Мы поняли, что учителя и ученики работали творчески, убеждая наглядным примером. Очень удивила нас статья в «Степных известиях за 2 января 1955 года «Январское учительское совещание». Здесь откровенно рассказывалось о работе школ и учителей, назывались причины слабой успеваемости в школах и у отдельных педагогов. Успеваемость вообще была невысокой. Называются такие показатели: «Успеваемость по школам района - 85 %, в Большеглушицкой средней школе 77,5. Большой процент неуспевающих по русскому языку и математике. Из 533 неуспевающих – 393 – по русскому языку. Мы поняли, что неуспевающих было много, «второгодников» тоже много, отсеивалось из школы тоже много. Так, по рассказам учителей старшего поколения, в 5 классе было 43 человека, а в 8 классе уже 37. Остальные отсеялись, то есть остались на повторный год обучения в разных классах. Называются учителя с низкой успеваемостью, приводятся примеры неудачных ситуаций на уроках. На нас это подействовало удручающе. В наше время и успеваемость выросла, и таких откровенных обличений через районную печать тоже нет. Есть и радующие сообщения. Например в газете «Степные известия» за 5 июня 1955 года опубликована заметка завуча нашей школы Бизяева Н.Т. об успешной сдаче экзамена по литературе учениками 10 «В»класса: «19 учащихся получили хорошие и отличные оценки, а 11 учащихся «тройки». На наш взгляд результат очень хороший. В заметке О.Журавлёвой «Вечер выпускников» рассказывается о выпускном вечере 1955 года. 19-ый выпуск покинул школу, получив «Аттестаты зрелости». Большеглушицкая средняя школа – ведущая школа района, с выступлениями на актуальную тему собравшиеся слушают завуча нашей школы Бизяева Н.Т. «Об осуществлении политехнического обучения». Мы заметили, что на всех учительских совещаниях того периода выступает Первый секретарь райкома партии Караваев П.Т. Мы поняли, что школа и тогда выполняла социальный заказ государства, а учителя «несли в массы слово партии». В заметке Л.Еськовой преподавателя Большеглушицкой средней школы за 28 января 1955 года «Собрания родителей» мы прочитали, что учителя и учащиеся Большеглушицкой средней школы совершили лыжный поход в с. Ново-Павловку. Здесь классные руководители 8-10 классов Гришина, Раевская и Зубова и другие провели собрание родителей, дети которых учатся в средней школе. Родители слушали лекцию «Религиозные предрассудки и борьба с ними», а потом силами учащихся и учителей был дан концерт для родителей. Такое же собрание проведено в селе Тамбовка. Мы поняли, что лыжи были не только спортивным занятием, а видом транспорта того времени.
Вообще школа играла очень важную роль в селе. Мы читали заметки о выступлениях драматического кружка школы на сцене разных сёл: в Тамбовке, в Н-Павловке, в Б-Дергуновке.Так в газете «Степные известия» за 15 января 1953 года читаем, что коллектив драмкружка БГлушицкой средней школы под руководством З.А.Зубовой в зимние каникулы выезжал в село Тамбовку, где показал пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор».
Школа активно развивала физкультуру и спор. Так в заметке В.Николаева «Лыжные соревнования» называется среди лучших лыжников учащиеся Большеглушицкой средней школы Глухов Владимир и Борзых Алексей. К 85-летию А.М.Горького в школах проходили творческие мероприятия. О них пишет газета «Степные известия» от 29 марта 1953 года в статье В.Кряжимской и О.Фабриканта «Горьковские дни в школе».
В жизни советской школы очень большую роль играла пионерская организация. Пионеры – члены детской коммунистической организации, которая была создана по инициативе Н. К. Крупской 19 мая 1922 года. В нашей школе пионерская дружина носила имя Героя Советского Союза Зои Анатольевны Космодемьянской. Ежегодно 19 сентября в День рожденья Зои проходил Торжественный пионерский сбор. В пионеры принимали в третьем классе. К этому событию очень долго готовились. Это была веха в биографии советского человека. При вступлении в пионеры ребята давали «Торжественное обещание юного пионера», в котором клялись быть верными ленинцами и горячо любить свою советскую Родину. Руководили работой пионеров – пионервожатые. В 14 лет ребята готовились к вступлению в комсомол. ВЛКСМ – Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи. Эта молодежная организация появилась 29 октября 1918 года. Она охватывала молодежь с 14 до 28 лет. Комсомольцами становились не все бывшие пионеры.  За кандидата поручались товарищи. Прием в комсомол тоже был торжественным. Комсомольцу вручался «Комсомольский билет». Позже, в 70-х годах появилась форма из полушерстяной темно-синей ткани. Пионеры носили красные галстуки, а комсомольцы-значки в виде развернутого знамени с изображением В. И. Ленина и надписью ВЛКСМ.
Раньше школа была не только образовательным учреждением, но и частично трудовым. Об этом говорило и ее название – средняя трудовая школа. В основном дети трудились на полях: ездили убирать подсолнечник, свеклу, кукурузу, работали на пришкольном участке. Принимали участие в благоустройстве села, и за ними были закреплены подшефные хозяйства. В летнее время школьники работали в трудовых лагерях. Школьный летний лагерь труда и отдыха появился в начале 60-х годов. Учащиеся 7-9 классов образовывали ученическую производственную бригаду Б-Глушицкой средней школы №1. Смена продолжалась 2 недели. Сначала проживали в палатках, затем был построен стационарный кирпичный корпус. Дети в лагере днем работали в поле, а вечером отдыхали и развлекались.
В заметке «Учащиеся помогают колхозам» В. Борякова мы прочли о том, как десятиклассники нашей школы помогали колхозам «Ведущий к социализму» и «Путь к социализму». Ребята откопали от снега помещения и силосную траншею. Мы поняли, что в хозяйствах не хватало специальной техники и обращение к дополнительной помощи было просто необходимо. В заметке И.Умнова «Школьники помогают колхозу» сообщается о помощи колхозу им. Сталина в выращивании кукурузы: «На днях 25 учащихся средней школы провели прореживание кукурузы на площади более 30 га» В газете «Степные известия за 20 июня 1953 год заметка А.Булановой, комсомолки 8А класса нашей школы, о том что комсомольцы взяли шефство над полевым вагончиком колхоза им. Сталина. В заметке Л. Щеткиной «Школьник помогают колхозам» рассказывается о том, что учащиеся нашей школы, работая на пункте «заготзерно» разгрузили 20 автомашин с зерном. За хорошую работу бюро РК ВЛКСМ объявило им благодарность. То есть помощь колхозам была обычным делом для учащихся. Ребята воспитывались в труде. Девиз 70-80-х гг был такой: «Живешь на селе - знай технику!» Школа имела трактор «Беларусь», на котором учились вождению. Время назначалось отдельно. Сначала учились водить только мальчики, но в потом обязательным вождение стало и для девушек.
О форме. Как известно сейчас каждая школа имеет свою форму. В советские времена форма была единой для всей большой страны. Большинство поколений помнят коричневое, из тонкой шерсти, платье и черный фартук. По торжественным дням белый фартук. В новой школе, построенной в 1964 году, была введена вторая обувь.
Основным видом учебной деятельности был комбинированный урок, включавший опрос, объяснение и закрепление учебного материала. Дисциплина на уроках была строгой. Приветствовали учителя стоя, как и сейчас. Самым большим наказанием было удаление с урока. Большинство учеников соблюдали «Правила для учащихся», которые были вывешены в коридоре. Субординация в отношениях была очень заметной. За полное нарушение правил поведения или грубость ученика педагогический совет мог исключить из школы. Исключению из школы подлежали учащиеся, грубо нарушившие правила и вне школы. Например, появление в общественном месте в нетрезвом виде, распитие спиртных напитков. И такие случаи были по воспоминаниям учителей нашей школы. Единоначальником в школе был директор, но педсовет играл очень большую роль. В 40-х и 50-х годах в школе работали ученические комитеты - учкомы. Память наших бывших выпускников - Резникова Ф.Ф., Николаевой Т И - сохранила имена ярких представителен этого органа ученического самоуправления. Это - Чванов Михаил, выпускник 1941 года, его брат - Чванов Вил (ими дано по первым буквам -Владимир Ильич Ленин ~ это тоже веянье того времени.), Кудинов Валентин, выпускник 1949 года. Главное лицо учкома - председатель. Он имел право присутствовать на педагогическом совете школы. Учком ведал всеми ученическими делами. В газете «Степные известия» за 24 января 1952 года в статье «Решающая четверть учебного года» читаем: «Большую помощь педагогическому коллективу в улучшении успеваемости и дисциплины оказывает ученический комитет», статья рассказывает о роли учкома в подготовке к экзаменам. В связи с наступлением хрущёвской оттепели произошли большие перемены и в образовании. Учкомы были упразднены. Из органов ученического самоуправления остались Совет дружины и Комитет комсомола Школа оставалась мини - моделью тогдашней политической системы. Председателем Совета дружины обычно был член комитета комсомола. Нина Сергеевна Смирнова ( Крюкова) вспоминает, что она несколько лет подряд возглавляла Совет дружины. Её сменила Денисенко Татьяна. Председатель Совета дружины был очень авторитетным, серьёзным, ответственным человеком, выбираемым с одобрения директора школы.
Учителя разнообразили уроки играми по предмету. Кравченко Лариса Владимировна вспоминает: «В шестом классе мне очень запомнились уроки Гришиной В. Г. по математике с элементами игр и ребусов, поэтому этот предмет стал моим любимым ».
Проводились предметные недели. Юленкова Татьяна Николаевна, выпускница 1972 года, вспоминает неделю литературы и русского языка, которую проводила Кудинова Р. А: « Мы, тогда ученики 8А класса, готовили отрывок из комедии Фонвизина «Недоросль», в которой роль Митрофана играл Романенко Сергей, госпожи Простаковой - Резникова Наташа, а я играла роль Софьи. Хорошо помню КВН по литературе, когда мы сражались с 8Б. Не помню, кто победил, но было интересно». В начале 70-х гг вместе с положительным пришли и проблемы: старшее поколение учителей вспоминает это время как время «всеобуча». Успеваемость резко повысилась, а престиж знаний и среднего образования резко упал. Как следствие в начале 70-х годов ввели оценку за прилежение и понятие «средний балл по аттестату». Его учитывали при зачислении в ВУЗы и техникумы. Образование было престижным. Устраивались предметные олимпиады по математике, физике, биологии, химии. Победитель VIII Всероссийской олимпиады по биологии - 1974 -Иващенко Людмила (сейчас Митькова Л,А.) работает в нашей школе. Проводились конкурсы на лучшее сочинение по заданной теме. Жаворонская Людмила Александровна(Пастухова) вспоминает: «В 1970 году, к 100 - летию со дня рождения В.И.Ленина писали сочинение «Если б посмотрел Ильич...», в котором комсомольцы отражали все тогдашние достижения нашей страны. Лучшим было сочинение Ларисы Пейль. Её сочинение зачитывали на линейке. За успехи в учебе награждали «Похвальными листами», книгами. А среди отличников выбирались кандидатуры для поездки в международный пионерский лагерь «Артек» и Всесоюзный пионерский лагерь «Орлёнок», где ребята со всех уголков Советского Союза учились и отдыхали». Я тоже была в их числе». В школе была «Доска почета» с портретами отличников. На видном месте висел список медалистов школы. Основные события школы опубликовывались в стенгазете. Общешкольная газета называлась «Сигнал». Школьной печатью заведовала школьная редколлегия. Школьники, как и сейчас, вели дневники, куда учителя ставили оценки. По воспоминаниям Резникова Ф.Ф., дневники ввели в 1939 -- 1940 учебном году. В классах делали «Экран успеваемости». Туда выставляли все оценки по предметам. Он висел на видном месте, и сразу было видно, кто как учится. Учителя проводили родительские собрания в производственных коллективах, где тоже вывешивали «Экран успеваемости». За учебой смотрели не только учителя, но и учащиеся. Они помогали отстающим. Детей тогда воспитывали коллективистами, поэтому помогать другим было престижно. Списывание не поощрялось. Это было позорно, но было всякое. Ставилась оценка и по поведению. Это обсуждалось в классе и на педсовете.
В советское время в школе был такой предмет НВП – начальная военная подготовка. На нем старшеклассники изучали основы военного дела, Гражданскую оборону, знакомились с основными видами вооруженных сил страны, выполняли практические задания по преодолению полосы препятствий. Выезжали на стрельбища. Так же в нашей школе шла спортивная подготовка юношей и девушек. Ребята занимались спортом не только на уроках физкультуры, но и с удовольствием посещали различные секции в школе: футбольная, волейбольная, баскетбольная, велосипедная, лыжная. Наши спортсмены во многих районных и даже областных соревнованиях занимали призовые места. Одним из любимых мест школьников был стадион. Также в школе шла и спортивная подготовка юношей и девушек. Работали спортивные секции. Благодаря Александру Фёдоровичу Антонову и поддержки администрации школы на высоте была туристическая работа. На велосипедах по родному краю с гитарой и палатками – об этом вспоминают все выпускники Александра Фёдоровича.
С приходом в школу Гришиной Веры Георгиевны туристические маршруты вышли за пределы нашей области. До 1982 года все спортивные секции были в школе, так как ДЮСШ не существовало. Нам трудно представить, что и спортзалы были не всегда. Но спортивные площадки были. Стадион был любимым местом молодёжи. Весной, когда чуть подсохнет, играли и в волейбол, и в футбол. Зимой там одно время заливали каток, а в центре ставили ёлку. Вдоль стадиона шла лыжня, которая никогда не пустовала. Популярна была и освещенная лыжня, специально проложенная по берегу Иргиза. Лучшие спортсмены ездили на районные, городские соревнования и занимали призовые места. Учитель физкультуры Глухов Владимир Иванович называет своих учеников, которыми по праву может гордиться школа:
Выпускник 1964 года Джугашвили Александр, которому было присвоено звание «Мастер спорта»: Его достижения: 1963 год - Чемпион СССР по велоспорту на спартакиаде, 1965 год - Серебряный призер первенства СССР на 100 км, 1966 год - было присвоено звание «Мастер спорта».
Выпускник 1973 года Чесноков Геннадий Валентинович, член сборной СССР по борьбе, в его спортивной копилке две золотые медали чемпионата Европы по борьбе самбо и дзюдо, золотой пояс чемпиона Европы.
ШУВАЛКИН АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ – первый директор школы
В январе 1939 года Президиум Верховного Совета СССР утвердил текст новой присяги, осенью был принят закон о всеобщей воинской обязанности. В условиях нарастающей военной угрозы возникла необходимость перейти к кадровой системе комплектования армии. Численность армии неуклонно росла и к 1941 году составляла более 5 миллионов человек. В 1940 году на службу в ряды РККА был призван наш земляк Алексей Павлович Шувалкин. Именно об этом интересном человеке и пойдет речь. Родился Алексей Павлович Шувалкин в 1910 году (более точная дата не сохранилась) в Черниговском районе Куйбышевской области. Заочно окончил исторический факультет педагогического институт в Куйбышеве. В 1934 году Алексей Павлович был назначен директором вновь образованной средней школы в селе Большая Глушица. Судя по отзывам его учеников, Алексей Павлович был человеком сильным, умным и честным. В школе обладал непоколебимым авторитетом. Поэтому под его руководством сформировался сплоченный и дружный коллектив. В 1937 году Большеглушицкая средняя школа выпустила первых учеников – 16 человек. Среди них и будущая преемница Алексея Павловича на посту директора школы – Николаева Т.И. В письме от 10 декабря 1940 года Шувалкин пишет о том, что очень рад за Татьяну Ивановну: «Привет моей воспитаннице Тасе Николаевой. Рад, что она явилась моей наследницей…».
Здесь в Большой Глушице в школе он встретил свою жену - Юдину Марию Архиповну. У них родилась дочь – Людмила. В письмах с фронта отец её ласково называет Мила. В 1940 году Алексея Павловича призывают на службу в армию. В Саратове он проходит курсы политруков. С началом Великой Отечественной войны часть, где служил Шувалкин, отправляют в город Горький (ныне Нижний Новгород). Здесь Алексей Павлович читает лекции военнослужащим. После того как обострилась ситуация на Сталинградском направлении, Шувалкина отправляют в село Дуговая – Пролейка Сталинградской области. В 1943 году Алексей Павлович со своей частью участвует в наступлении 4 украинского фронта. 29 сентября 1943 года во время кровопролитных боев под Мелитополем Алексей Павлович погиб. Позже он был посмертно награжден орденом «Отечественной войны» первой степени. Алексей Павлович был мужественным защитником Родины. В своем письме от 30 января 1943 года он пишет: «Какие бы ни были в будущем испытания, они будут преодолены. Но если потребует Родина отдать кровь, а вместе с нею и жизнь, то с моей стороны будет сделано, так как я ею воспитан и ей принадлежу, помня о том, что дочь будет счастливой и свободной, как и все дети Советского Союза».
Алексей Павлович Шувалкин – первый директор Большеглушицкой средней школы Он был основоположником замечательных традиций нашей школы. Алексей Павлович вкладывал в работу всю душу, поэтому в школе чтут и помнят значимость его работы.

Проект подготовили: 
Мокшина Анастасия, 
 Иванова Кристина,
Глухов Алексей
Научный руководитель:
Конкина Наталья Фёдоровна
 
© Ю.Н. Столбецова, 2015
Назад к содержимому | Назад к главному меню